На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Военное обозрение

3 649 подписчиков

«Катраны» и «Апачи» в сравнении автономности выполняемых боевых задач

В высокой эффективности современных ударных вертолётов на театре военных действий XXI века не сомневается практически никто. Так, в январе-марте 2000 года, в условиях сложнейшего горного рельефа Чеченской Республики Ичкерия, состоялось боевое крещение наиболее известного современного российского ударного вертолёта Ка-50 «Чёрная акула».

Уникальные винтокрылые машины с соосной схемой расположения 2-х трёхлопастных винтов начали боевую операцию 6 января 2000 года. И уже 9 января появились первые результаты — смешанная группа из одного Ка-50 и одного Ми-24 уничтожила крупный склад боеприпасов с блиндажом и наблюдательной вышкой боевиков. «Чёрная акула» сыграла в операции основную роль, разнеся непосредственно склад НУРСами С-8, «Хайнд» же зачистил наблюдательные посты экстремистов. Позднее, 6 февраля 2000 года, уже в составе полного звена, пилоты Ка-52 впервые опробовали в бою противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) 9К121 «Вихрь», уничтожив в горно-лесистом ущелье близ н.п. Центора укрепрайон боевиков с тренировочным лагерем всего двумя ПТУР 9А4172 «Вихрь».

Высочайшую функциональность ударных вертолётов семейства «Аллигатор»/«Катран» помогает обеспечить большая боевая нагрузка вертолёта, превышающая 2000 кг. Одна машина может взять на боевое задание одновременно несколько типов ракетного вооружения на 4-х (на модернизированных и более) точках подвески. К примеру, перспективный «Катран» сможет одновременно противостоять наземной, морской и воздушной угрозам, имея на подвеска ПТУРС «Вихрь», пару 2,5-маховых ПКР Х-31АД и пару ракет класса «воздух-воздух» средней дальности. Боевая нагрузка американского AH-64E «Apache Guardian» составляет всего 771 кг В высокой эффективности современных ударных вертолётов на театре военных действий XXI века не сомневается практически никто. Так, в январе-марте 2000 года, в условиях сложнейшего горного рельефа Чеченской Республики Ичкерия, состоялось боевое крещение наиболее известного современного российского ударного вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». Уникальные винтокрылые машины с соосной схемой расположения 2-х трёхлопастных винтов начали боевую операцию 6 января 2000 года. И уже 9 января появились первые результаты — смешанная группа из одного Ка-50 и одного Ми-24 уничтожила крупный склад боеприпасов с блиндажом и наблюдательной вышкой боевиков. «Чёрная акула» сыграла в операции основную роль, разнеся непосредственно склад НУРСами С-8, «Хайнд» же зачистил наблюдательные посты экстремистов. Позднее, 6 февраля 2000 года, уже в составе полного звена, пилоты Ка-52 впервые опробовали в бою противотанковый ракетный комплекс (ПТРК) 9К121 «Вихрь», уничтожив в горно-лесистом ущелье близ н.п. Центора укрепрайон боевиков с тренировочным лагерем всего двумя ПТУР 9А4172 «Вихрь». Сегодня, спустя 16 лет после первой демонстрации высоких боевых качеств «Чёрной акулы» в борьбе с незаконными военными формированиями внутри страны, спектр необходимых для выполнения боевых задач ударной вертолётной авиации возрос в несколько раз. Увеличились совершенство сетецентрической увязки, точность и дальность средств войсковой ПВО, что потребовало установки на борт вертолётов новых комплексов радиоэлектронного противодействия и более дальнобойного и высокоскоростного ракетного вооружения. Кроме того, у вероятного противника появляются новые средства ДРЛОиУ воздушного базирования, которые благодаря улучшенным методам обработки радиолокационной информации и большей энергетике новых РЛС с АФАР, способны обнаруживать воздушные цели на фоне земной поверхности (к ним относятся и ударные вертолёты) с гораздо больших расстояний, а затем выдавать по ним целеуказание либо многоцелевым истребителям-перехватчикам, либо ЗУР с АРГСН. Такая ситуация потребовала от отечественных специалистов разработки совершенно нового многофункционального вертолётного комплекса, способного взять на себя часть операций, ранее возлагаемых на многоцелевые тактические истребители, включая палубные модификации. В качестве базы была применена палубная версия ударного вертолёта Ка-52 «Аллигатор» — Ка-52К «Катран», где «К» — корабельный. «Катран» относится к разведывательно-ударному классу вертолётов. Для этого он оснащается достаточно мощным двухдиапазонным бортовым радиолокационным комплексом «Арбалет-L», работающем сантиметровом и миллиметровом диапазонах волн (X/Ka и L/Ka) и имеющем пропускную способность (завязка трасс целей/сопровождение на проходе) 20 целей. Миллиметровый диапазон позволяет обнаруживать и захватывать сверхмалоразмерные воздушные и наземные цели, выполнять картографирование рельефа местности с высоким разрешением, а также обнаруживать практически невидимые для других РЛС объекты и препятствия (высоковольтные провода ЛЭП и т.д.). Точность миллиметровой части Ka-диапазона составляет не более 1-2 м, что позволяет использовать «Арбалет-L» как высокоточный комплекс целеуказания. Сантиметровый Х-диапазон позволяет добиться значительно большей дальности обнаружения целей (танк обнаруживается на расстоянии 12 км, средний мост — 25—32 км, а воздушная цель типа «штурмовик» — 15 км), но по точности слегка уступает Ka-диапазону. «Арбалет» имеет открытую элементную базу и специализированные шины данных для целеуказания оптико-электронному прицельному комплексу ГОЭС-451 «Катран», который за считанные секунды позволяет начать применение лазерного или ТВ-целеуказания ракетам с телевизионной и полуактивной лазерной головками самонаведения, а также ракетам с лазерно-лучевой полуавтоматической системой самонаведения. Очень важной особенностью «Арбалета» является возможность обнаружения малоразмерных воздушных целей, представляющих угрозу для Ка-52К «Катран». Так, с дистанции 5 км обнаруживаются ЗУР переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла-С» и «Stinger», благодаря чему экипаж может своевременно выполнить противозенитный манёвр и выпустить инфракрасные ловушки. Учитывая возможность корабельного базирования Ка-52К, было принято решение о наделении ударно-разведывательной машины противокорабельными возможностями. С системой управления вооружением типа «Аргумент-52» унифицировали противокорабельные ракеты большой дальности Х-35У и Х-31А. По причине значительно большей массы этих ракет (610 кг у Х-35У и 715 кг у Х-31АД) складывающиеся консоли были значительно укорочены, что позволило размещать на каждой точке подвески более тонны ракетно-бомбового вооружения. Конструкция планера полностью адаптирована под общее увеличение массы вертолёта, в частности, для корабельного базирования были усилены стойки и узлы крепления шасси. Большая группа из 6-8 Ка-52 «Катран» способна отправить на дно 3-4 фрегата класса «Оливер Перри», 1 эсминец класса «Арлей Бёрк» и вывести из строя атомный авианосец класса «Нимиц». Но есть один нюанс: «Арбалет» имеет дальность обнаружения крупного надводного корабля 35 — 45 км, а поэтому с помощью собственных средств целеуказания «Катраны» не смогут противостоять корабельным ударным группировкам противника (ПКР Х-35У и Х-31АД не смогут проявить все дальностные способности). Потребуется целеуказание от радаров морской патрульной авиации, либо вертолёта ДРЛОиУ типа Ка-31 с комплексом «Око» на борту. В связи с этим было решено радикально модернизировать БРЛС Ка-52К. В отличие от американских, западноевропейских и китайских ударных вертолётов, где РЛС обычно устанавливается в надвтулочном обтекателе, у Ка-52К она может устанавливаться в массивном радиопрозрачном носовом обтекателе, как это делается на любом современном истребителе. БРЛС «Арбалет» под радиопрозрачным носовым обтекателем Ка-52. Как можете видеть, внутренняя площадь сечения обтекателя гораздо больше, чем зеркало антенны бортовой РЛС «Арбалет», а значит, разрабатываемая специалистами «КРЭТ» перспективная БРЛС с АФАР будет иметь большие размеры, энергетику и точность, которые позволят Ка-52 «Катран» противостоять различным угрозам почти на уровне штурмовой и даже истребительной авиации. Единственной загвоздкой останется скорость машины в 310 км/ч Как сообщает АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», корабельные разведывательно-ударные вертолёты Ка-52К «Катран» будут модернизированы перспективной компактной бортовой РЛС с активной фазированной антенной решёткой. Как и «Арбалет-L», новая станция будет 2-хдиапазонной (сантиметровый и миллиметровый), но с более высокой точностью и энергетикой работы. Использование современной электронной элементной базы, а также цифровое управление лучом АФАР позволит реализовать картографирование рельефа местности с синтезированной апертурой на дальностях до 60-80 (у штатного «Арбалета» — до 35 км). Сантиметровый Х-диапазон позволит обнаруживать корабли противника на дальностях до 160 км. «Катраны» смогут свободно атаковать корабельные ударные группировки противника на недосягаемых, либо плохо досягаемых дальностях действия их средств ПВО. Безопасно могут быть атакованы французские фрегаты и британские эсминцы класса «Лафайет» и «Дэринг», поскольку их ЗРК «PAAMS» не перекрывают радиуса поражения сверхзвуковых противокорабельных ракет Х-31АД (пилотам вертолётов не понадобится приближаться к противнику менее чем на 80—100 км, а при низковысотном полёте «Катранов» ЗУР «Aster-30» на такой дистанции угрозы не представляет). Более сложная ситуация прослеживается в противостоянии с американскими корабельными ударными группировками. На вооружение большинства «Иджис»-кораблей ВМС США сегодня поступают дальнобойные ЗУР-перехватчики RIM-174 ERAM (SM-6). Дальность действия этих ракет приближается к 240 км, и сближаться на «Катране» с такой КУГ всего до 100 км смерти подобно, особенно если в воздушном пространстве ТВД дежурит хоть один борт E-3C, способный выдать «Иджису» и ERAM целеуказание по вертолётам. Поэтому Х-31АД в этом случае применяться не может, и рассчитывать остаётся на Х-35УЭ, дальность поражения которой достигает 260 км, правда здесь придётся смириться с дозвуковой скоростью ракет, что потребуется компенсировать большим их количеством. И внешнее целеуказание снова потребуется, поскольку инструментальная дальность «афаризованного» «Арбалета» будет достигать 190—200 км. Но, несмотря на все моменты, новая БРЛС превратит ранее ударный вертолёт «Катран» в уникальную винтокрылую платформу, способную применять широчайшую номенклатуру ракетного вооружения по любым типам целей в радиусе 150—180 км абсолютно автономно, без необходимости привлечения разведывательных комплексов морского, наземного и воздушного базирования. Если обычные «Аллигаторы» в качестве средства самообороны могли применять ракеты класса «воздух-воздух» ближнего воздушного боя Р-73, а для уничтожения малоскоростных целей (до 0,8М) — ракеты комплекса «Вихрь», то «Катраны» с АФАРми смогут брать на борт уже парочку Р-77 (РВВ-АЕ) или РВВ-СД, с помощью которых смогут вступить в воздушный бой с совершенно любым истребителем поколения «4++», перехватывать крылатые ракеты противника, обороняя какой-либо стратегический объект. Об этом подробнее. Полезная нагрузка Ка-52К «Катран» составляет примерно 2 тонны, за счёт чего каждая машина может взять на модифицированные авиационные катапультные устройства типа АКУ-170Е до 6—8 ракет РВВ-СД. И как бы это абсурдно не звучало, «Катраны» с таким «снаряжением» могут стать отличными «охотниками» на крылатые ракеты и беспилотники в структуре позиционной ПВО-ПРО того или иного обороняемого объекта. Представьте себе дружественную территорию на ТВД, где противник практически полностью уничтожил наземную ПВО противорадиолокационными ракетами и массированными ударами стратегических КР «поразбивал» полотно ВПП авиабаз, а на одном из стратегических предприятий, либо в полевом штабе необходимо провести срочную эвакуацию персонала, либо личного состава с помощью вертолётов военно-транспортной авиации. Почти все «Сушки» и «МиГи» в миссиях по завоеванию превосходства в воздухе над авиацией противника. И допускать к операции Ми-26 без должного эскортирования — подвергать смертельной опасности экипаж вертолёта и эвакуируемого контингента. Звено (группа) Ка-52К, вооружённая РВВ-СД позволит обеспечить полную безопасность и оперативность такой операции. Вертолётам не понадобится длинная ВПП, и до экстренной ситуации машины могут быть спрятаны в небольшом замаскированном ангаре. Напомним, что «Катран», в отличие от «Аллигатора», имеет складные лопасти и консоли крыльев, что изначально проектировалось для компактного размещения на вертолётоносцах типа «Мистраль» и других типах боевых надводных кораблей. Также при обороне военной базы или корабельной ударной группировки во главе с вертолётоносцем, «Катраны» с мощными АФАР-радарами и ракетами воздушного боя средней дальности могли бы легко заменить самолёт радиолокационного дозора и наведения и пару наземных или морских средств ПВО вместе взятые. Во-первых, ракеты РВВ-СД, запущенные по заранее обнаруженным вертолётными радиолокаторами приближающимся крылатым ракетам противника, имеют дальность на 30-70% большую, нежели наземные «Панцири», «Бук-М1-2» и другие системы. Группа из 10 вертолётов сможет сбить до 50—60 средств высокоточного оружия противника ещё до включения в работу наземных ЗРК, чем облегчит работу расчётам войсковой ПВО. Высокая производительность обновлённых «Катранов» в борьбе с воздушным противником даже не обговаривается, ведь разрабатываемая в «КРЭТ» перспективная БРЛС будет иметь не менее 4-6 целевых каналов. Неизменным останется наличие продвинутого оптико-электронного прицельного комплекса ГОЭС-451, производящегося АО «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова», входящим в состав холдинга «Швабе». В отличие от гиростабилизированного ОЛПК «Самшит-Э», установленного на первых «Аллигаторах», ГОЭС-451 имеет более совершенную систему обработки получаемого ТВ-изображения «Охотник», которая на 50% более чувствительна, чем предыдущая. Так, наземная бронетехника обнаруживается в инфракрасном канале в ночное время суток на дальности более 6 км. Комплекс выполняет весь спектр задач по обнаружению, сопровождению и поражению морских и наземных целей как автономно (в удовлетворяющих метеорологических условиях), так и в синхронизации с бортовыми РЛС (в туман, снег, дождь, либо при повышенной запылённости и задымлённости боевого поля). Отдельного уважения заслуживает наиболее совершенный в вертолётной технике высокочувствительный комплекс радиоэлектронной разведки и индивидуальной защиты «Витебск». Элементная база этого комплекса РЭБ построена вокруг цифровой станции активных (ЦСАП) Л-370-П2, производительность БЦВМ которой значительно выше, чем у наиболее известной «Сорбции», устанавливаемой на законцовках крыльев истребителей Су-27С/СМ. «Витебск» может осуществлять постановку имитационных и широкополосных помех в зависимости от типа облучающего сигнала противника, а соответственно и типа излучающей РЛС. Последняя идентифицируется с помощью современной системы предупреждения об облучении, которая кардинально отличается от СПО-15ЛМ «Берёза». Но стоит отметить, что вертолётные модификации имеют лишь канал оптико-электронного подавления, позволяющий прикрываться лишь от ЗУР и ракет класса «воздух-воздух» с ИКГСН типа «Стингер», AIM-9X Block I/II и так далее. Возможно, позднее введут в работу и канал радиоэлектронного подавления, как это сделано в базовой версии Л-370-3С. А ЧЕГО ДОСТИГ НАШ ЗАОКЕАНСКИЙ КОНКУРЕНТ «АПАЧ ЛОНГБОУ/ГАРДИАН»? Согласно публикации, размещённой на ресурсе «Военный Паритет» 26 июля 2016 года со ссылкой на западные источники, ведущая европейская корпорация-производитель ракетной техники MBDA предлагает ВС Великобритании заключить контракт на приобретение крупной партии высокоточных тактических ракет средней дальности «Brimstone-2» для 50 планирующихся к закупке американских ударных вертолётов AH-64E «Apache Guardian». Все «Апачи» должны поступить на вооружение британской армии уже к 2023 году. Учитывая, что ракеты неплохо прижились в ракетном арсенале тактических ударных истребителей «Tornado GR4», заключение контракта не вызывает никаких сомнений. Интеграция «Бримстоун-2» на «Апачи» столь же значима, как и аналогичная процедура с американскими тактическими многоцелевыми ракетами JAGM совместной разработки «Lockheed Martin»/«Raytheon», поскольку на сегодня только эти ракеты хоть немного увеличивают боевой потенциал основной американской ударной винтокрылой машины, который в XXI веке уже не отвечает появляющимся на театре военных действий угрозам. Усовершенствованная ракета «Brimstone-2» получила новый ракетный двигатель с большей продолжительностью работы, за счёт чего дальность при пуске с борта ударного вертолёта увеличилась с 12 до 40 км. Усовершенствованная 2-хканальная головка самонаведения обеспечивает высокий процент попадания как по наземным тяжёлым боевым бронированным машинам, так и по легкобронированным средствам и автомобилям со скоростями свыше 100 км/ч. Возможно это благодаря высокочастотной АРГСН миллиметрового диапазона (частота до 94 ГГц), которая не требует задержки в коррекции лазерной подсветки носителя по сильно маневрирующей цели. Кроме того, активное радиолокационное наведение делает ракету «Brimstone-2» неуязвимой для гранатомётов постановки дымовой завесы и комплексов оптико-электронных помех, установленных на многих современных ОБТ. Открытая архитектура модулей ГСН позволяет программировать различные стандарты полуактивной лазерной ГСН, соответствующие цифровым каналам лазерных целеуказателей наземного, воздушного и корабельного базирования как стран НАТО, так и других государств (в НАТО — это STANAG-3733). В ракете имеется два основных режима атаки наземных целей — по сложной маневрирующей цели и по «плотной» групповой цели. В последнем случае ракета запускается по принципу «пустил-забыл» и в процессе самостоятельно селекционирует цели и выбирает наиболее приоритетную с помощью АРГСН. Благодаря миллиметровому каналу АРГСН круговое вероятное отклонение ракеты не превышает 1 метра, что при наличии тандемной кумулятивной БЧ может причинить лишь минимальный ущерб дружественным войскам, вступившим с противником в ближнее противостояние. Итог: дальность огневого воздействия самой современной версии «Апача» — 40 км, что в 4 раза меньше, чем у нашего «Катрана». Но чем эти 40 км достигнуты? Естественно, не вертолётным комплексом управления вооружением AH-64E, а с помощью внешнего целеуказания более серьёзных средств оптико-радиотехнической разведки и целеуказания. Для этого специалисты компании «Боинг» оснастили ударную машину шиной обмена тактической информацией по радиоканалу «Link-16», а также радиоканалом управления БПЛА. Именно возможность управления БПЛА с получением телеметрической ТВ/ИК-картинки поля боя за пределами визуальной видимости позволяет «Апачам» проявить все качества ракет «Brimstone-2» и JAGM. В ином случае, она бы была ограничена характеристиками надвтулочной РЛС AN/APG-78 Ka-диапазона (8-10 км) и оптико-электронной прицельной ИК/ТВ-системы TADS, дальность действия которой зависит исключительно от метеорологических условий и уровня задымлённости участка театра военных действий. Единственным достоинством РЛС AN/APG-78 является высокая пропускная способность в 256 сопровождаемых на проходе наземных и воздушных целей. В одном из первых проектов «Морского Апача», называемого «Gray Thunder», надвтулочную многофункциональную РЛС (ранний вариант AN/APG-78) планировалось перенести в носовую часть фюзеляжа, но она по-прежнему не позволяла работать поморским и воздушным целям на дальности более 8 — 10 км, поэтому все усилия сосредоточили на проекте «Sea Apache» Ракета же «Brimstone-2», несмотря на увеличенную дальность, не является уникальным образцом высокоточного оружия. Как и все известные версии противотанковых ракет семейства AGM-114 «Hellfire», «Brimstone-2» имеет максимальную скорость полёта около 1,5-1,6М, которая при подлёте к цели снижается до 1000 — 1200 км/ч. Ракета становится отличной мишенью для любого современного войскового самоходного зенитно-ракетного комплекса от «Тор-М1-2У» до до «Панциря-С1»О, не говоря уже о зенитно-ракетных комплексах среднего и дальнего радиусов действия «Бук-М3» и С-400 «Триумф». «Бримстоун-2» — ракета медленная и легко перехватываемая, также она не имеет программы выполнения противозенитных манёвров. Её очень легко свести с траектории мощными шумовыми и маскирующими радиоэлектронными помехами, либо уничтожить электронную начинку сверхвысокочастотным направленным излучением микроволновой системы защиты типа «Ранец-Э». Низкая скорость ракеты позволяет средствам противодействия максимально долго воздействовать на системы наведения «Бримстоун-2». То же самое будет происходить и при попадании данной ракеты в радиус поражения имеющихся и перспективных комплексов активной защиты (КАЗ) типа «Арена» или «Афганит», акцент на которые в СВ РФ в скором будущем многократно возрастёт. Последний вариант «Sea Apache» наиболее чётко отражает облик морского многоцелевого ударного вертолёта для КМП США, над которым в течении нескольких лет работала «McDonnell Douglas». В конструкции вертолёта видны все черты, присущие современному российскому Ка-52 «Катран». Под носовым обтекателем должна была скрываться многорежимная БРЛС AN/APG-65, способная обнаружить истребитель противника с ЭПР 3 м2 на дальности 65-70 км, а НК класса «эсминец» — 120—150 км «Апач Гардиан» не имеет конструктивных возможностей для быстрой установки полноценной бортовой РЛС с активной фазированной антенной решёткой, а проект AH-64 «Sea Apache» («Морской Апач»), над которым работало подразделение «McDonnel Douglas Helicopter» с 1984 года, позднее был закрыт. Программа, предназначенная для Корпуса морской пехоты США, предусматривала установку в носовой части фюзеляжа AH-64 бортовой РЛС со щелевой антенной решёткой (ЩАР) AN/APG-65, которая также устанавливалась на ранние версии палубных многоцелевых истребителей F/A-18A «Hornet». Станция позволяла бы «Апачу» применять ракеты AIM-7M, а позднее и AIM-120С для борьбы морской авиацией противника, а также крылатыми и противокорабельными ракетами. В планах компании было также оснащение «Си Апачей» противокорабельными ракетами «Гарпун». Очень интересно, что даже после оснащения «Sea Apache» стандартной «хорнетовской» БРЛС AN/APG-65 от «Хьюз», вертолёт получал бы практически полноценный комплекс управления вооружением от двухместной модификации палубного истребителя F/A-18B с реализацией возможности применения противорадиолокационных ракет AGM-88 HARM. Как известно, «Апач» способен летать в 5—10 м над поверхностью, в этом случае использование «ХАРМов» могло бы стать для РЛС и ЗРК противника настоящей неожиданностью. Установка оптико-электронного прицельного комплекса на «Морском Апаче» в дополнение к РЛС не предусматривалась, но всё же могла быть реализована. Вращающийся модуль мог быть установлен под носовой частью фюзеляжа вертолёта, как это сделано в Ка-52К, а поэтому вертолёт получал возможность использовать ракеты противотанковые «Хеллфаер» с полуактивными лазерными ГСН. Ракеты семейства «Маверик» с ТВ/ИКГСН могли применяться на «Sea Apache» и без вспомогательных оптико-электронных средств. AH-64A/D/E утратил массу возможностей, не получив модернизации по программе «Sea Apache», и на сегодняшний день отстаёт от Ка-52К «Катран» не только по отдельным возможностям, а по целому спектру качеств, определяющих боевой вертолёт как перспективную многофункциональную ударную платформу. Источники информации: http://www.airwar.ru/enc/ah/ka52k.html http://www.airwar.ru/enc/ah/ka50.html http://www.airwar.ru/enc/ah/ah64e.html http://www.aviastar.org/helicopters_eng/mcdonnell_sea_apache... https://mbdainc.com/wp-content/uploads/2015/11/Brimstone2-Da... http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?pid=159472#p1... http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=8280

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх